Второй раз – в возрасте уже девичьем.
Город-порт, город мариманов, легко расстающихся с небогатым, зато разом за полгода выплаченным заработком. Гулящие весёлым эхом ночные улицы – не помню ни одного матерного слова, ни одной угрозы.
Река Прегель по закону русского языкового полногласия превратилась в Преголю. Там, где она впадает в залив – порт, островерхая паутина "гансов" – кранов-тяжелогрузов. Ночью порт мерцает огнями, как Зурбаган Александра Грина.
Окраина города, в котором легко заплутать, ибо улицы не прямы, их куда-то заворачивает невидимое дополняющее пространство. Компактные скоростные трамвайчики – от остановки до следующей короткое расстояние по звонкой дуге, и следующая за новым поворотом. Здесь, на окраине, – канал, по которому суда выводятся к морю юркими тупорылыми ботиками. Это потом в новостях торжественно продемонстрируют, какой величественно-белый, идеально-чистый "Академик Курчатов", как всей массой он разворачивается на курс, уходя по толще залива. А калининградцы знают – видели не раз – как эта махина возвращается из плаванья: обшарпанная и обглоданная солью, жгучие потёки под якорями, изъязвлённый металл бортов. Не корабль – избитое тяжёлой работой уставшее существо, огромное, обессиленное. И заводить в ремонтный док его будут те же два ботика, откренивая влево и вправо по очереди, чтоб в узком канальном проходе не заклинило по пути.
Не янтарь здесь лицо, смола – лишь щедрое приданое моря. Сердцем города всегда оставалась могила Канта, которую пощадила даже война. В нашем семейном архиве – фото четырёхлетней русской девочки, похожей на маленького пажа в сползающих чулочках в рубчик; девочка, присевшая на тяжкую цепь как на качель – это я, позади памятная доска, на ней готическим шрифтом по-немецки – "Иммануил Кант".