В 1997 мы с мамой и Крёстной переехали в Вологду из Челябинска окончательно. И оставались некоторое время русписами – "русскими писателями" то бишь. "Руспис" в те годы – сетевое определение всей пишущей гильдии, публицистически перевозбуждённой блеском и нищетой перестроечных процессов. Мы пока ещё были осторожно местнопочитаемой впрок абстрактной символикой "инженеров человеческих душ", в которой тугодумным вологжанам трудно было сходу взять и вот так запросто усомниться.
Спустя пятилетку моя приятельница, работавшая на местной телестудии, вдруг решила снять фильм. Под названием – sic! – "Кувшиновские новосёлы".
* * *
Я тоже иногда думаю долго и даже очень долго. Почти как Кошка Пеночка, способная думать одну мысль месяцами. В начале 2000-х не решилась ещё сделать надлежащих выводов об особом Вологодском Темпераменте, и даже аккаунт городских новостей в ЖЖ, поименовавший себя "Город Во", ни на что этакое особое мне не намекнул. Но усомниться себе всё же позволила:
– Лена, название никуда не годится.
– Почему? – тележурналистское недоумение было искренним.
– Двусмысленно потому что. Дурдом потому что штатный наше Кувшиново. Областной психдиспансер потому что через дорогу, во-первых. Во-вторых, мы здесь уже несколько урожаев картошки вырастили и съели.
– Тань... про чужих сюжет не пройдёт. Даже смотреть не станут, до утверждения в эфир он не дотелепается. А новосёлы – это понятно.
– А какой нужен срок отсидки в Кувшиново, чтобы стать в законе?
Лена поморгала.
– А как же? Вы же переехавшие.
– Уточни, когда мы получим основания считать себя местными гражданами?
– Нууу...
– Лет через десять?
– Н-ну...
– Двадцать?
Лена вздохнула. Сосредоточилась.
Помучилась между чувством дружбы и истиной. Ответила честно:
– Никогда. В Вологде вологжанами вологжане считают только тех, кто здесь родился.
– И что же ты собираешься снимать? В контексте дурдомовских "новосёлов"?
– Ну ты ж сколько рассказывала про своё Кушиново. А я приеду с оператором.
Рассказывала. Про заборы и помойки. Про гаражи. Про невозмутимый сонный менталитет.
– Так про "своё" Кувшиново истории я рассказывала или чьё?
Приятельница, не в силах выпутаться из этических сложностей, смотрела молча в стол несчастными очами.
– Всё же под окнами, Лена. Пятьдесят метров от подъезда вглубь в любую сторону. Новосёлы в проводники не нужны.
Лена растерянно моргала, искренне недоумевая по поводу моего непонятно вдруг с чего непредвиденного сопротивления – она же тут аж само вологодское телевидение, джек-пот судьбы.
Фотокамеры тогда и в помине у меня не было. Как и Интернет только-только осваивался через литературный Тенётовский конкурс, где я обильно и с азартом жюрила.
* * *
Лена действительно притащила оператора. Молодого молчаливого парня. И оператор действительно добросовестно и, как мне показалось, не без удовольствия снимал указуемые мною неприглядные объекты.
Режиссёр Лена полыхала жадным азартом. Я что-то вынужденно вещала на камеру.
В конце дня оператор отснял рисунки и книжные раритеты. И подарил фотографию своей девушки:
– Вам ведь нужно лицо?
Он фотоальбомы Крёстной принял за мои?..
– Пролистал вашу "Пищу вдов". Там много женских лиц. Понадобится ещё. Берите. У неё хорошее лицо.
Мужик всё понял правильно, – удивилась я.
Лену снедал режиссерский нетерпёж.
Сводила их на местносталкерский долгострой.
Среди развалин долгостроя пришлось читать антиурбанистические стихи. Я очень плохо читаю, когда заставляют. А когда не заставляют, не читаю вообще. Я своих стихов даже не помню. А вызубривать собственные тексты абсурдно. Мне всегда странно это в поэтах.
Провела теле-гостей чревовещательными лабиринтами непостижимых кувшиновских заборов.
С меня отдельно потребовали объекты особой усратости – да пожалуйста. Прекрасная Пудель Сердечная Чакра знает все поштучно – не минуем ни одного.
* * *
У местных помоек возникали из подпространства местные жители:
– Вот-вот! Наконец-то! И покажите – покажите всем, какой тут срач! Мэру покажите! Тут чисто было до перестройки! Курортная, можно сказать, зона!
После третьей рекомендации продемонстрировать мэру кувшиновские культурные достижения не выдержала:
– А что, сам мэр тут всё загадил?
Не понимают. Чувствую, что действительно не понимают.
– Ну кто засорил-то территорию около ваших жилых домов? Неужели лично мэр? Вот прям приезжал и заваливал бутылками-тряпками-ржавым металлом-гнилой картошкой-дохлятиной-ботинками-и-канистрами? И обвешал тополя старыми кроссовками и пружинами от матрасов? И исписАл стены в подъездах и обоссал все этажи?
– Дык ить он же убирать же должон...
* * *
Отсняты были три кассеты, их не хватило. Доснимали в следующий заход, через месяц.
– Лена, это никто не выпустит в эфир.
Лена зависла: собственно, а почему вдруг? Она рассчитывала на журналистский телеконкурс и первое место, "гаратированное таким убойным, Таня, сюжетом!"
– Лена. Это. В эфир. Не пройдёт. Очнись.
Расставленные для усугубления внимания паузы не возымели.
Она чего-то ждала два года.
Одну плёнку из трёх потом отдала мне, после многих очень настойчивых просьб. С извинением:
– Остальные, Тань... смыли... Нечаянно.